Содержание
Минфин подготовил защищающие водителей поправки к закону об ОСАГО
Минфин в рамках либерализации системы «автогражданки» предлагает запретить страховщикам использовать повышающие коэффициенты при расчете стоимости полиса ОСАГО, обязать устанавливать телематические системы на автомобили клиентов за свой счет, а также увеличить размеры выплат до 2 млн руб. Масштабные поправки ведомства направлены на защиту автовладельцев и дальнейший отказ государства от тарифного регулирования отрасли, а также повышение конкуренции.
Минфин России предлагает серьезно изменить работу ОСАГО: страховщики смогут устанавливать только понижающие стоимость полиса коэффициенты, водителям же предложат три варианта наполнения полиса с лимитами выплат до 2 млн руб. а также возможность заключать договор более чем на год. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
По проекту Минфина, ЦБ будет устанавливать лишь границы базового тарифа, конкретное же значение будет определять непосредственно страховщик на основе целого ряда факторов, например вида собственника, типа и целей использования транспортного средства. Для этого страховщик сможет самостоятельно вводить те или иные понижающие стоимость коэффициенты.
Подробнее:
Речь, в частности, идет о коэффициенте, который меняется в зависимости от манеры вождения автомобилиста, — для его определения в законопроекте предусмотрена возможность установки на автомобиль устройств телематики, которые будут отслеживать стиль езды.
А вот существующие сегодня территориальный коэффициент и коэффициент мощности двигателя Минфин, наоборот, предлагает удалить, заменив их в общей формуле расчета стоимости полиса на коэффициент нарушения ПДД. Он будет учитывать грубые нарушения водителем правил, например превышение скорости более чем на 60 км/ч, выезд на встречную полосу, вождение в нетрезвом виде, проезды на запрещающий сигнал светофора и т.д.
Из текста законопроекта следует, что автомобилистам по-прежнему будет предложено три варианта наполнения страхового полиса: с лимитами по выплатам в 500 тыс. руб. по вреду жизни и здоровью и 400 тыс. руб. по вреду имуществу, а также варианты с лимитами в 1 млн или 2 млн руб. по обоим видам вреда.
Кроме того, Минфин хочет запретить страховщикам навязывать клиентам альтернативные варианты полисов или необоснованно отказывать в заключении договора по выбранному автовладельцем тарифу.
Предлагается увеличить и срок, на который автовладельцы смогут приобретать полисы ОСАГО, — он может быть более года.
Страховщики будут поставлены в жесткие рамки и при невыплате возмещения — неустойка за просрочку направления клиенту мотивированного отказа в выплате в таком случае составит 200 руб. в день, но не более 10 тыс. руб. в целом.
Предлагаемые Минфином изменения направлены на защиту автовладельцев и либерализацию отрасли. В итоге поправки должны привести к отказу государства от тарифного регулирования этой сферы.
Законопроект направлен на «продолжение вектора перехода от жесткого регулирования к регулированию, обеспечивающему условия для конкуренции страховщиков не только по цене, но и неценовым факторам».
Подробнее:
Между тем, по информации «Коммерсанта», сами страховщики предложениями оказались недовольны. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) уже отправили свои предложения к проекту в Минфин. Так, в РСА возражают против повышения лимитов до 1–2 млн руб. настаивая на сохранении нынешних 400–500 тыс. руб. Также участники рынка настаивают на сохранении коэффициентов мощности и территорий, утверждая, что они могут быть исключены только при окончательно свободных тарифах. Максимальный размер цены полиса в РСА хотят ограничить не трех-, а пятикратным значением базовых тарифов. Страховщики также выступают за самостоятельное распоряжение повышающими коэффициентами (например, при нарушении ПДД) и настаивают на исключении из проекта многолетних договоров, мотивируя это тем, что потребуется глобальный перерасчет тарифов.
Кроме того, рынку не нравится установка за свой счет средств телематики на автомобиль клиента.
Напомним, это уже не первое предложение по масштабному изменению отрасли страхования автогражданской ответственности. Так, в конце мая ЦБ предложил изменить порядок расчета стоимости полиса. В проекте предлагалось разделить всех водителей на семь возрастных групп и учитывать их при расчете стоимости полиса вместе с продолжительностью водительского стажа.
Так, некоторые категории молодых водителей, например автомобилисты в возрасте 22–24 лет со стажем вождения до четырех лет, а также водители 25–29 лет, имеющие стаж до одного года, смогут получить максимальный коэффициент, равный 1,8. Кроме того, максимальный коэффициент предлагается применять и ко всем водителям от 16 до 21 года. Страховка для них будет стоить дороже, чем для более опытных автомобилистов, которые, если изменения будут одобрены, впервые смогут получить скидку на страховой полис.
В то же время автомобилисты старше 49 лет и имеющие более 14 лет стажа, по проекту, должны получить минимальный коэффициент, который равен 0,66. Таким образом, скидка для этой категории водителей составит около 34%.
Источник: www.gazeta.ru
Как севастопольцам оформить полис ОСАГО, «не вставая с дивана»?
Нынче застраховать автогражданскую ответственность можно в электронном виде. Начальник ГУ Банка России по ЦФО Ильшат Янгиров поведал о том, как правильно оформить полис дистанционно.
Все ли водители могут приобрести электронный полис ОСАГО?
Ильшат Янгиров: Да. Не только водители со стажем, но и новички, сведений о которых нет в единой информационной базе. Более того: купить электронную страховку можно и на новый автомобиль, который тоже еще не занесен в базу.
Заключать договор ОСАГО в электронном виде обязаны все страховые компании, имеющие соответствующие лицензии, на всей территории России. Но чтобы не ошибиться с компанией, нужно проверить, есть ли у нее такая лицензия. Сделать это можно на сайте Банка России www.cbr.ru или на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) www.autoins.ru .
Как оформить электронный договор ОСАГО?
Ильшат Янгиров: Для покупки электронного полиса потребуются те же документы, что и для приобретения полиса в офисе:
– паспорт транспортного средства (ПТС),
– диагностическая карта (для автомобилей старше трех лет).
Делается это через сайт страховой компании. Можно зайти непосредственно на сайт, а можно – через ссылку, размещенную на сайте РСА. Любые другие способы приобретения электронного полиса (через агентов, посредников и т.п.) незаконны.
Необходимо пройти регистрацию на сайте страховой компании и получить от нее идентификаторы для доступа в личный кабинет – логин и пароль. Компания присылает их по электронной почте, СМС-сообщением либо при личном обращении в офис страховой компании. После авторизации на официальном сайте страховщика необходимо заполнить заявление в электронной форме.
Как оплатить и получить полис?
Ильшат Янгиров: Страховая компания обязана предоставить возможность оплаты банковской картой на своем официальном сайте. Дополнительно страховщики могут предложить иные способы оплаты.
После оплаты полис будет отправлен на адрес электронной почты клиента, который он указал при регистрации на сайте страховой компании или при первом входе в электронный личный кабинет. Электронный полис также будет храниться в личном кабинете. При желании автовладелец может получить полис на бланке строгой отчетности, оплатив его доставку по почте. Бумажный полис и полис в электронном виде абсолютно равнозначны с точки зрения законодательства.
Автовладельцу, заключившему договор ОСАГО онлайн, нужно распечатать бланк полиса и возить с собой, чтобы при необходимости предъявить сотрудникам полиции.
Правда ли, что оформление “бумажных” полисов ОСАГО теперь прекращено?
Ильшат Янгиров: Нет. Если вы хотите купить “бумажный” полис, а в офисе страховщиков вам говорят, что нет бланков, – это незаконно. Так же, как и другие отговорки: возраст водителя, год выпуска машины, отказ автолюбителя от прохождения осмотра машины автостраховщиком. По закону есть только одна причина для отказа в заключении договора ОСАГО: предоставление неполного пакета документов владельцем машины.
А что делать, если электронный полис не удается оформить, например, если сайт “висит”?
Ильшат Янгиров: Клиенты нередко жалуются на качество работы сайтов страховых компаний. При оформлении электронного ОСАГО недопустимо, чтобы сайты “висели” или были недоступны. Поэтому Банк России установил специальные требования к работе сайтов страховых компаний. Так, например, суммарная длительность перерыва в работе сайта страховщика не должна превышать 30 минут в сутки. Если на сайте проводятся плановые технические работы, за сутки до их начала на главной странице сайта размещается уведомление, указываются дата и время их окончания. Такие работы страховщики могут проводить не чаще раза в месяц, причем в ночное время – с 22.00 до 8.00 (по московскому времени). Кроме того, информационные системы страховщиков и РСА должны быть настроены так, чтобы после направления заявления через сайт договор был заключен уже в течение 30 минут. Это позволит пресечь такие злоупотребления, как, например, длительный показ рекламы во время покупки.
Электронное ОСАГО набирает популярность у водителей, и этим стали пользоваться мошенники. Уже обнаружено больше десятка поддельных сайтов крупных страховщиков и даже РСА. Вероятно, мошенники надеялись, что клиенты, зайдя на поддельный сайт РСА, “автоматом” воспользуются размещенными на нем фальшивыми ссылками на сайты страховых компаний. К счастью, Банк России пресек эту схему раньше, чем ее создатели успели ею воспользоваться.
Тем не менее клиенты страховых компаний должны проявлять осторожность. Фальшивый сайт обычно имеет схожий дизайн с оригиналом, может предоставлять возможность оформить полис онлайн и оплатить его на сайте. Важное отличие от настоящего сайта – название страницы. Мошенники дают фальшивке имя, схожее с названием подлинного сайта. Если пользователь не обратит внимания на разницу в одну-две буквы в электронном адресе сайта, то, пройдя по ссылке, окажется на поддельной странице. Ссылки на фальшивые сайты можно встретить в поисковых системах, в соцсетях, в электронных письмах.
Еще один признак сайта-клона – это предложение перечислить оплату за полис на электронный кошелек. Страховые компании чаще всего используют оплату с помощью банковской карты.
Совершив покупку через фальшивый сайт, автовладелец не получит подлинного полиса ОСАГО. Мошенники могут выслать своему “клиенту” на электронную почту переделанный файл настоящего бланка е-ОСАГО с печатями и поддельными подписями.
Разумеется, реквизитов поддельного полиса нет в базах данных страховых компаний и Российского союза страховщиков. При проверке ГИБДД наличие поддельного документа будет приравнено к отсутствию полиса.
Нельзя забывать и о том, что мошенники помимо денег за фальшивый полис получают от неосторожного клиента и персональные данные (информацию о его банковской карте, пароль от электронной почты и т. д.) и могут воспользоваться ими в преступных целях.
Чтобы избежать приобретения на сайте-клоне фальшивого полиса ОСАГО в электронном виде, Банк России рекомендует:
– внимательно проверять соответствие адреса сайта официальному сайту страховой компании, а также изменение этого адреса при переходе на новые страницы сайта;
– не пользоваться услугами сайтов-“посредников”, которые продают полисы разных компаний, поскольку посредничество при оформлении е-ОСАГО запрещено законом;
– при возникновении сомнений до оплаты страховой премии звонить на “горячую линию” страховой компании и уточнять все интересующие вопросы;
– если вы все-таки стали жертвой обмана, следует обратиться в правоохранительные органы;
– при возникновении вопросов с заключением договора ОСАГО в электронном виде можно направить письменное обращение в Службу по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России по адресу: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12; по электронной почте: [email protected] ; или заполнить электронную форму в интернет-приемной Банка России: www.cbr.ru. К обращению следует приложить скриншот экрана мобильного устройства или персонального компьютера с фиксацией даты и времени обращения к сайту страховой компании.
Источник: ruinformer.com
Оформление ОСАГО онлайн: как это работает
Оформление ОСАГО онлайн: как это работает
Возможность оформить «автогражданку» не выходя из дома появилась ещё в 2015 году, но уже тогда у автовладельцев возникло много вопросов: например, стоит ли распечатывать электронный полис ОСАГО и как вообще получить этот документ. Расскажем обо всем по порядку
текст: Михаил Михеев / 26.05.2017
ОСОБЕННОСТИ Е-ОСАГО
Главный вопрос, который возник сразу после внедрения практики электронного ОСАГО — каким образом предъявлять его сотруднику ГИБДД. В законе нет прямого требования о том, что полис должен быть обязательно на руках, но чтобы не испытывать проблем в общении с сотрудниками, его лучше распечатать и положить в бардачок.
На документе не будет стоять печати или подписи (при покупке Е-ОСАГО заверяется электронной подписью владельца либо номером СНИЛС, который является альтернативой электронной подписи). На распечатанный документ можно «на всякий случай» поставить свою подпись, но актуальности полиса её отсутствие не изменит.
В начале января Центробанк получил первые жалобы относительно оформления электронного ОСАГО. Характер жалоб в регуляторе не уточнили, но в РСА уверены, что они связаны с заполнением большого числа полей. При оформлении бумажного полиса ОСАГО за автовладельца этим занимается представитель страховой компании (СК), а вот при самостоятельном заполнении очень легко допустить ошибку. Важно внимательно проверять все внесенные данные, особенно это касается информации о водителях, допущенных к управлению ТС.
Другая часть жалоб может быть связана с техническими проблемами и сбоями при оформлении страховки ОСАГО на автомобиль онлайн, а также недоступностью самой услуги на сайтах СК. Кстати, в прошлом году журналисты «5 Колеса» попытались оформить «автогражданку» на сайтах десяти ведущих СК, и результат действительно оказался не очень приятным.
Практически на каждом сайте при покупке возникали различные трудности: от невозможности оформить электронный полис до разнообразных сбоев в системе (в таких ситуациях не стоит списывать со счетов услугу заказа полиса ОСАГО по интернету с доставкой бумажного варианта полиса по почте).
Не менее важно при оформлении электронного полиса учитывать, что появление E-ОСАГО сразу заинтересовало мошенников – стоит убедиться, что СК есть в списке РСА, а также удостовериться в том, что вы находитесь на официальном сайте страховой, а не на «дублёре». Так, в феврале были обнаружены многочисленные клоны страховых компаний, которые неправомерно продавали полисы ОСАГО онлайн. Убедиться в том, что приобретённый полис действителен, поможет сайт РСА.
Несмотря на существующие проблемы, недавно был продан миллионный полис Е-ОСАГО. Кроме того, Центробанк инициировал большую проверку страховых компаний, которые предоставляют услуги по продаже электронных полисов ОСАГО. Такая проверка была запущена после тех жалоб, которые получил регулятор, ей подверглись ТОП-20 СК.
МИФЫ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ ОСАГО
Число проданных электронных полисов растет, но вместе с ним растет и количество «мифов», связанных с этим форматом оформления ОСАГО. Разобраться с ними можно, понимая порядок получения, условия оформления, а также, как работает система изнутри – с точки зрения страховых компаний, агентов, брокеров и прочих участников страхового сообщества.
Миф 1: традиционный бумажный бланк надежнее электронного
На самом деле это не совсем так. Более того, появление возможности застраховать авто онлайн ОСАГО было вызвано в том числе проблемами с оформлением традиционных полисов. До введения E-ОСАГО основными источниками «сбыта» бланков ОСАГО выступали страховые агенты. Начиная с 2007–2008 года бланки выдавались не штучно, а пачками, причем их учет и контроль в страховых компаниях осуществлялся довольно поверхностно (бланки выдавались «под честное слово»).
В итоге большая часть реализованных бланков к страховщикам попадала с ошибками. Оплата по ним замораживалась до устранения недочетов. А далее начиналось самое интересное: либо «пропадал» агент, либо клиент (со слов агента) резко переставал выходить на связь.
Эта ситуация давно требовала от страховщиков введения жестких форм контроля за оформлением бланков строгой отчетности (к которым относится полис ОСАГО). Кроме того, масла в огонь в данной ситуации добавляли мошенники, готовые продавать вместо реальных полисов бумажки, не обеспеченные никакими правами.
Миф 2: электронный полис позволил решить проблему контроля рынка ОСАГО
Здесь тоже не стоит судить категорично. С одной стороны, электронное страхование ОСАГО действительно решило проблему контроля за полисами. С другой стороны, к моменту введения системы многие страховые компании успели внедрить собственные сервисы, позволяющие им вести тщательный учет бланков.
Работают такие системы следующим образом: агент авторизуется и оформляет бланк в электронной системе страховщика. Далее еще до передачи бланка клиенту договор ОСАГО попадает в базу страховщика, причем под каждый оформленный договор формируется электронная квитанция или выставляется счет. Если бы подобный механизм реализации бланков ОСАГО внедрили все страховые компании, то и потребности в введении Е-ОСАГО не возникло бы.
Миф 3: отсутствие агента серьезно изменит ситуацию к лучшему
На первый взгляд так и есть: если проблемы с бланками строгой отчетности возникали по вине агента, значит, убрав его на этапе заключения договора ОСАГО в электронном виде, можно добиться значительного улучшения ситуации. В реальности дело обстоит иначе: безусловно, ситуации с «не дошедшими» до страховой бланками и «переставшими выходить на связь» клиентами удалось купировать. Однако радикально решить все проблемы, связанные с оформлением ОСАГО, просто убрав из уравнения агентов, оказалось невозможно.
Например, мошеннические схемы, «работавшие» с бумажными бланками, не изжили себя, а переместились в сеть (отсюда и большое количество «клонов» официальных сайтов СК). Недобросовестных агентов ситуация с E-ОСАГО также не обескуражила – через год после покупки электронного полиса они точно так же продолжат обзванивать клиентов страховых, автосалонов и банков по купленным базам.
А вот у добросовестных страховщиков в условиях, когда полис оформляется без первичного контакта с агентом (либо страховым представителем или сотрудником СК), меньше возможностей способствовать повышению страховой грамотности клиента. Это не только чревато ошибками при внесении данных в полис, но и не позволяет помочь клиенту разобраться в тонкостях страховой науки, рассчитанной на получение разумной компенсации (в конце концов, показать варианты экономии на страховании – один из важных навыков профессионального агента).
Некоторые типы процедур в данном случае вообще сложно переложить на плечи страхователя. из-за чего ему просто не удастся сэкономить, когда он имеет на то полное право. К примеру, клиент поменял водительское удостоверение и не сообщил своевременно страховщику об изменении – нередко в такой ситуации процедура переноса скидки за безаварийность (КБМ) оформляется по особым правилам. И клиент просто не будет обладать достаточной экспертизой, чтобы применить в этом случае нужный алгоритм действий.
Поэтому, с одной стороны, E-ОСАГО помогает избавить рынок от неконтролируемого обращения с бланками строгой отчетности, а с другой – накладывает дополнительную ответственность (а иногда и дополнительные расходы) на самого страхователя.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СТРАХОВКИ Е-ОСАГО
Для начала нужно определиться, в какой СК покупать полис. Список страховых компаний, которые оказывают услуги по страхованию ОСАГО, можно найти на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). С 1 января этого года возможность оформления Е-ОСАГО стала обязательной для всех СК, работающих на рынке «автогражданки», и тех, кто условие не выполняет, штрафуют.
Далее на сайте выбранной страховой компании следует пройти регистрацию. Это можно сделать, авторизовавшись через портал госуслуг либо указав свой адрес электронной почты или номер телефона в форме на сайте.
Страховая компания предложит заполнить форму на получение электронного ОСАГО. Она включает данные о собственнике автомобиля, страхователе, водителях, которые будут управлять транспортом, данные о самом ТС (диагностическую карту).
Далее пользователь получает расчёт стоимости полиса и оплачивает его любым удобным способом, после чего полис ОСАГО приходит на почту, указанную при регистрации. Центробанк настаивает на том, что договор при процедуре онлайн-оформления должен быть заключён не позднее 30 минут.
Итак, чтобы получить полис ОСАГО через Интернет, нужно:
— зарегистрироваться на сайте СК;
— внимательно заполнить все формы;
— перепроверить внесённые данные;
— получить расчёт и оплатить полис;
— распечатать полис, который придёт на почту.
Материал подготовил страховой эксперт компании Insurance Team
Источник: 5koleso.ru
Станьте первым!